Мандельштам Осип Эмильевич

Мандельштам Осип Эмильевич

Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938), поэт. В Петербурге с 1897. Учился в Тенишевском училище (1900—07), в 1911—17 — на отделении романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета (не окончил). Семья часто переезжала, не задерживаясь на одном месте более года; в 1903—04 Мандельштам жил на Литейном проспекте, 15. В 1909—10 сблизился с Вяч. И. Ивановым. В 1911 вступил в созданный Н. С. Гумилёвым «Цех поэтов», став одной из центральных фигур акмеизма. Печатался в журналах «Аполлон» (активно с 1913), «Гиперборей». В 1913 в Петербурге вышла книга стихов «Камень», в 1922 — сборник «Tristia» («Книга скорбей», Петроград — Берлин). Петербург в поэзии Мандельштама 1910-х гг. представлен как своего рода античный акрополь, часть мирового культурного пространства со своим стройно организованным архитектурным обликом: постоянны упоминания петербургских памятников, площадей, арок, порталов, портиков, соборов и т. д. («Адмиралтейство», «На площадь выбежав», «Дев полуночных отвага», «В разноголосице девического хора»), и одновременно — как цитадель российской истории, державная «северная столица» с атрибутами императорской власти, «жёсткая порфира государства» («Петербургские строфы», «Дворцовая площадь», «Заснула чернь! Зияет площадь аркой»). С образом Петрограда связывал Мандельштам неизбежную для России «железную кару» (ср. статью Мандельштама «Кровавая мистерия 9-го января», 1922). Мотивы гибели, утраты, одиночества, настигающего нового петербургского обитателя (стыдящегося бедности послепушкинского Евгения — в «Петербургских строфах»), сопровождающие образ Петрограда во многих названных стихах, предельно усилены в стихотворениях 1916—20 сборника «Tristia» («Мне холодно. Прозрачная весна», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «На страшной высоте блуждающий огонь», «В Петербурге мы сойдёмся снова»), где именно в связи с Петроградом определяются свойственные дореволюционной лирике Мандельштама эсхатологические предчувствия. В «Tristia» возникает новый город — Петрополь, скорбный город мёртвых, над которым довлеет таинственный и трагический рок, — образ, рождённый восприятием свершающейся истории, потерей прежней памяти и «слова» (культуры). Здесь и в других стихах Петроград — обречённый город, символизирующий конец петербургского периода российской истории и несущий в себе неопределимую метафизическую вину (и расплату) за ход истории и цивилизации. Из стихотворений 30-х гг. Петербургу посвящены два стихотворения: «С миром державным я был лишь ребячески связан», где Мандельштам говорит о парадоксальной (Петроград в этом стихотворении — «самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый») и неотступной власти над его памятью дореволюционного Петербурга, и «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», в котором воссоздана трагическая атмосфера Ленинграда 30-х гг. — страх, память о погибших, ожидание ареста («Я на лестнице чёрной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок»).

В прозаических автобиографических произведениях «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928; оба изданы в Ленинграде) Мандельштам , по словам А. А. Ахматовой (с которой был дружен с начала 1910-х гг. до конца жизни, часто бывал у неё в «Фонтанном доме»), стал «последним бытописателем Петербурга», воссоздав яркий образ вещного и живого петербургского мира.

В 1918 Мандельштам жил то в Петрограде, то в Москве; осенью 1920 вернулся в Петроград (до конца января 1921); жил в «Доме искусств». На квартире брата, где Мандельштам , бывая в Петрограде (Ленинграде), неоднократно останавливался в 20-х гг. и где написал стихотворение «Я вернулся в мой город», в 1991 установлена мемориальная доска (8-я линия Васильевского острова, 31). Вместе с женой, Надеждой Яковлевной, с осени 1924 до конца 1925 жил на улице Герцена, 49, квартира 4, затем до 1927 (с перерывами) в Детском Селе (ныне г. Пушкин). В последний раз Мандельштам приезжал в Ленинград без разрешения властей из воронежской ссылки осенью 1937; в том же году был арестован в Москве. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Литература:
Нерлер П., «Город, знакомый до слез...», в сб.: «Ленинградская панорама», Л., 1984;
Мандельштам Н. Я., Воспоминания, М., 1989;
её же, Вторая книга. Воспоминания, М., 1990, с. 29—100, 172—87;
Таборисская Е. М., Петербург в лирике Мандельштама. — В сб.: Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама, Воронеж, 1990;
Мец А. Г., О новой школе Петербурга, в сб.: «Невская панорама», Л., 1990.


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Мандельштам Осип Эмильевич" в других словарях:

  • Мандельштам Осип Эмильевич — (1891 1938), рус. сов. поэт. В стихах и прозе М. неоднократно встречаются упоминания о Л., реминисценции из его произв. В очерке «Книжный шкап» (опубл. 1925) М. писал о Л.: «Никогда он не казался мне братом или родственником Пушкина. А вот Гёте и …   Лермонтовская энциклопедия

  • МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич — (1891 1938) русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно историческими образами и мотивами, отмечена конкретно вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники Камень (1913), Tristia …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мандельштам Осип Эмильевич — [3(15).1.1891 ‒ 27.12.1938], русский советский поэт. Родился в Варшаве в семье купца. Учился на романо германском отделении Петербургского университета. Начал печататься в 1910. Первая книга стихов ‒ «Камень» (1913; 2 е, дополненное издание,… …   Большая советская энциклопедия

  • Мандельштам Осип Эмильевич —       (1891 1938), поэт. В Петербурге с 1897. Учился в Тенишевском училище (1900 07), в 1911 17 на отделении романских языков историко филологического факультета Петербургского университета (не окончил). Семья часто переезжала, не задерживаясь на …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Мандельштам, Осип Эмильевич — Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938; репрессирован) направил свое экспериментаторство прежде всего на ритмику стиха; изысканная игра пропусками и сдвигами ударений была оценена уже современниками. В метрике ориентировался на классические формы …   Русские поэты Серебряного века

  • Мандельштам, Осип Эмильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мандельштам. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам …   Википедия

  • Мандельштам Осип Эмильевич — У термина «Мандельштам» существуют и другие значения. Осип Мандельштам Имя при рождении: Иосиф Эмильевич Мандельштам Дата рождения: 3 (15) января 1891 Место рождения: Варшава, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Мандельштам Осип Эмильевич — (1891 1938), русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. В семантически сложной, насыщенной литературными ассоциациями и культурными образами различных эпох поэзии Мандельштам  сопряжение вечного смысла «слова», культуры и истории бытия,… …   Энциклопедический словарь

  • Мандельштам, Осип Эмильевич — поэт акмеист, р. 3 янв. 1891 в купеч. семье, студ. Птг. ун. {Венгеров}  Мандельштам, Осип Эмильевич Род. 3 (15) января 1891 г., в Варшаве, ум. 27 декабря 1938 г., в лагере. Поэт символист, прозаик, переводчик, эссеист. В литературе дебютировал в …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мандельштам Осип Эмильевич — (1891 1938) один из крупнейншх рус. поэтов 20 в. Род. в Варшаве, в семье купца кожевника. Окончил Тенишевское уч ще в Пб. (1907), занимался в Сорбонне (1907 08), Гейдельбергском (1909 10) и Петерб. (1911 17) ун тах. Юношеские стихи, отразившие… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»